ЖИВОПИСНАЯ ИКОНОПИСЬ
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Евангелие от Иоанна 1:1 (Новый Завет)
Появлению новой иконы всегда предшествует появление интереса к ней у наших заказчиков.
Пару-тройку раз в неделю к нам обращаются за ликами, которых нет в нашем ассортименте. Эти запросы не остаются без внимания, - как только определенный святой вызывает интерес у третьего клиента, мы начинаем подготовительный этап по изготовлению новой иконы. Заключается он в сборе информации о житии и иконографии данного святого. На этом этапе просматриваются все доступные оригиналы икон. Предпочтение отдается ликам, написанным в период XVII-XIX веков. Почему именно это время: к этому периоду относятся лики написанные в максимально живописной технике. На основе собранной информации делается выбор конкретной иконы, с которой и будет делаться авторский список. На написание списка художник должен получить благословение, - это не просто разрешение на работу, это знак доверия к написанию конкретно этого святого конкретно этим художником. Для нас это также немаловажный этап, - на нем появляется определенность, что выбранная нами икона соответствует канонам Русской Православной Церкви.
Поняв, какую именно икону предстоит написать, художник определяет размер тела и форму ковчега, необходимого для данного лика. На основе этих данных из кипариса делается одно или несколько одинаковых тел. В большинстве случаев, иконы размером 21х29 см пишутся тиражом в три штуки, а иконы бОльшего размера пишутся в единственном экземпляре.
Отдельно стоит написать про кипарис - материал тел большинства живописных икон в нашем ассортименте. Нет, наверное, более окутанного легендами и мифаи дерева, чем кипарис. Любознательный человек легко отыщет их и в отечественной литературе и в более древних культурах. И греки и даже византийцы почитали кипарисовые рощи как священные. С наибольшим почтением к этому сакральному дереву относились в древнем Иране, называя его "порождением рая". Персы также считали кипарис деревом священным ,полагая его символом правителя небесного царства и творца всего метериального мира Ормузда. Не меньшим почтением это дерево пользовалось и в древней Индии. Древний Китай считал кипарис символом вечной человеческой души и в этом качестве этим деревом дополняли могилы знатных усопших. Древесина кипариса считалась наделенной магическими свойствами - многие народы полагали её материалом вневременным, вечным На судах сделанных из кипариса Александр Македонский одерживал свои всем известные победы. Масла побегов кипариса использовались для пропитки пергаментов и бальзамирования мумий. В кладке особо значимых строений кипарис использовался как гарант вечности постройки. Чтобы понять всю ценность этого материала стоит заметить, что в случае завоевания и разрушения этих построек победители извлекали и увозили с собой на родину кипарисовые основания. Древесина кипариса обладает рядом замечательных свойств - несмотря на то, что кипарис дерево хвойное, его древесина не рыхлая, а твердая и прочная. А обилие ароматических масел делает её ещё и крайне устойчивой к гниению. Секрет в том, что именно эти масла убивают микробов и своим ароматом отгоняют насекомых. Благодаря этому древесина не только не гниет сама, но и сохраняет нетленным предметы, положенные в шкатулку, сделанную из неё. С древнейших времен людей знатного рода хоронили в гробах из кипариса. Римляне в кипарисовых шкатулках хранили все драгоценные рукописи, что сделало "кипарисовый ларец" символом неувядаемости великой поэзии. Ну и конечно про кипарис можно прочесть в самых известных трудах, - упоминается он и в Библии и в трудах Конфуция. Заметим, что ВСЕ мироточащие иконы выполнены на телах именно из этого вечного материала. Вот из этих резонов мы и используем кипарис для своих живописных икон. Определить, что икона выполнена именно на кипарисовой доске несложно, - несмотря на все лаковые покрытия характерный кипарисовый запах все равно будет чувствоваться.
Продолжим: полученное тело художник тщательно шкурит, шлифует и грунтует. После полного высыхания грунта наносится необходимый фон, - в зависимости от лика он может быть и светлым и темным и цветным.
Далее делается прорись иконы – выбранный лик рисуется линиями одного контрастного фону цвета в виде основных контуров.
По рисунку делается первичная проработка краской – по светлому фону темным колером делаются тени и рисующие контуры, по темному, наоборот, выбираются света (все освещенные участки изображения).
Далее делается цветовая раскладка – задается общий колорит иконы и основные цветовые решения. После этого прописываются детали, постепенно набирается необходимая степень проработки изображения, параллельно уточняются и усложняются цветовые оттенки, прокладываются тени.
Далее делается прорись иконы – выбранный лик рисуется линиями одного контрастного фону цвета в виде основных контуров.
По рисунку делается первичная проработка краской – по светлому фону темным колером делаются тени и рисующие контуры, по темному, наоборот, выбираются света (все освещенные участки изображения).
Затем происходит декорирование иконы. Создаются объемные орнаментальные изображения на полях, украшается венец, свободное от лика поле покрывается золотом с эффектом растрескивания, само изображение покрывается специальным лаком. По высыхании всех слоев, вся икона покрывается затемняющими лаками, которые придают ей эффект состаренности.
В самом конце икона полностью сушится и на завершительной отделке инкрустируется камнями.


Made on
Tilda